Родителям

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

Резкое повышение общего ритма жизни

Социально-экономическая дестабилизация

Алкоголизм и наркомания среди родителей

Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

Алкоголизм и наркомания среди подростков

Неуверенность в завтрашнем дне

Отсутствие морально-этических ценностей

Потеря смысла жизни

Низкая самооценка, трудности в самоопределении

Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

Безответная влюбленность

      Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

 

Методические рекомендации

по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств  причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Причины суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4).  Дисгармония в семье.

5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

7.) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния,  не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

 

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

— злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

-с затяжным депрессивным состоянием;

-сверхкритичные к себе подростки;

-страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

-фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

-из семей, в которых были случаи суицидов.

 

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

-частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-погруженность в размышления о смерти,

-отсутствие планов на будущее,

-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния —  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

информация взята с сайта: http://evrika.1class.ru/suicide/

 

ПСИХО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Что делать, если школьник употребляет психоактивные вещества?
(рекомендации для педагогов)
При ПОДОЗРЕНИИ в употреблении наркотиков:
А) в отношении школьника:
Рекомендуется следующая последовательность действий педагога и
администрации учебного заведения при подозрении в употреблении
несовешеннолетними наркотиков:
1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных
последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно, при
первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться
убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.
Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания,
вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщить,
что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в
установленном для такой ситуации порядке.
2. Предлагать помощь подростку корректным и, если ситуация позволяет, то
желательно ненавязчивым способом.
3. Не разглашать информацию о наркологических проблемах подростка,
поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и
может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
4. Иметь информацию об учреждения
х, оказывающих наркологическую
помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможности
анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с
этой проблемой общественных организациях.
5. Точно знать при работе с несовершеннолетним потребителем
психоактивных веществ: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители
реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его микросоциальное
окружение по месту жительства?
6. Постоянно, не «кампанейски» внедрять и проводить обязательные
антинаркотические программы обучения, семинары и тренинги для
педагогов, обучать их формам активной первичной профилактической
работы среди родителей и формам противодействия молодежному
наркотизму.
В) в отношении окружения:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или законным
представителям, опекунам ребенка.
2. При подозрении в групповом потреблении наркотиков провести беседы с
родителями всех членов наркотизирующейся группы (возможно, в виде
собрания с приглашением врача психиатра
нарколога, работника
правоохранительных органов).
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с
врачом районного подросткового наркологического кабинета.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности
анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны
организаций, работающих в таком режиме.
II. При подозрении, что подросток находится в опьянении
Если у специалиста общеобразовательного учреждения возникли подозрения,
что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения. В таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как
алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о
случившемся родителей или опекунов подростка.
5. Нецелесообразно проводить разбирательство о причинах и
 обстоятельствах употребления алкоголя и
ли наркотиков немедленно.
Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после
встречи с родителями и медицинским работником.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или
алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообра
зно прибегнуть к
помощи правоохранительных органов, которые полномочны доставить
подростка в наркологический диспансер на медицинское
освидетельствование. Направлять на освидетельствование ребенка до 16 лет
педагог имеет право только с согласия его родителей или законных
представителей.
Если подросток ЗАМЕЧЕН в употреблении психоактивных веществ
Учащиеся, которые замечены в употреблении психоактивных веществ,
должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном
медицинском кабинете на
внутришкольный учет. Если, несмотря на
проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается,
начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у
младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных
семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими
формами поведения, школа обычно переходит к тактике «активного
выталкивания» трудного ученика из школьной среды, оставляя ему своих
учеников, все социальное пространство вокруг школы.
Таким образом, школа
проигрывает свою борьбу с начинающим
наркотизироваться подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных
учеников. В подобной ситуации необходимо учитывать следующие моменты.
1. Помощь, ориентированная на отдельные случаи вмешательства по
отдельным
детям и подросткам, без работы в микросреде, без разъединения
группы наркотизирующихся несовершеннолетних практически
малоэффективна, также как и временная изоляция ребенка в домашних
условиях, или тоже временное помещение в наркологический стационар, или
разовое приглашение инспектора отделения профилактики правонарушений
несовершеннолетних, часто используемое «с целью устрашения».
2. Начинающий наркоман, несмотря на его установку оставить школу,
должен оставаться как можно дольше в школьной среде и про
должать учебу,
так как это один из существенных социально
-психологических факторов
противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.
3. Профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и
активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно
комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми,
злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.
Как же активно вмешиваться в употребление
психоактивных веществ?
Дети и подростки, систематически употребляющие психоактивные вещества,
как правило, характеризуются уже выраженными формами социальной
дезадаптации с «домашним воровством», постоянными уходами из семьи,
самовольным оставлением школы, стойкими асоциальными установками и
склонностью к
правонарушениям. Одновременно у них могут наблюдаться
выраженные формы зависимости, т.е. начинается болезнь. Однако, в первую
очередь это ребенок, а потом токсикоман или наркоман и он нуждается в
оптимальной поддержке и эффективной реабилитации.